Автопром Китая!
Наверняка многие слышали эту шутку: всё, что ни делается – делается в Китае. Как известно, в любой шутке есть доля правды. И что касается Китая, то эта доля стремительно увеличивается.
Лет двадцать назад под “китаем” мы пренебрежительно подразумевали дутые зелёные пуховики и одноразовые электронные игрушки. Сегодня Поднебесная снабжает весь мир высокоачественной одеждой и обувью, а на китайских заводах делают айфоны и айпады. В середине “нулевых” очередь дошла и до китайского автопрома – он стремительно вышел на мировую арену.
Уже в 2009 году автомобильный рынок Китая объективно стал самым большим и быстрорастущим в мире. В стране работает более 6 тысяч автопредприятий – это больше, чем в Японии и США или чем во всех странах Евросоюза. Речь идёт как о производителях техники, так и о тех, кто собирает комплектующие и агрегаты.
В Китае сегодня зарегистрировано более 200 миллионов авто – легковых и коммерческих. В пересчёте на душу населения это немного, но в абсолютном выражении это больше, чем во всей Северной Америке.
Недонасыщенность китайского внутреннего рынка в буквальном смысле спасает мировых производителей автомобилей. Китайские заводы пока удовлетворяют внутренние нужды и не слишком сильно конкурируют с европейскими, американскими, японскими и корейскими марками. Но нет сомнения, что очень скоро ситуация кардинальным образом поменяется.
Одним из главных направлений своей экспансии китайцы видят Россию и другие страны бывшего СССР. Причина очевидна. После обвала курсов рубля, теньге, других местных валют импорт европейских и американских легковых автомобилей сократился. Подлили масла в огонь и экономические санкции – некоторые бренды вообще ушли с российского рынка. В итоге россияне оказались перед выбором – российский автопром или недорогая техника из Поднебесной.
Это касается рынка как легковых, так и коммерческих автомобилей. Местное предложение достаточно ограничено – КАМАЗ, ЗиЛ, ГАЗель, Соболь. Во многих грузовых автомобилях используются детали и силовые установки, закупаемые в Европе за дорожающие евро. А вот расчёты с китайскими партнёрами производятся в рублях и юанях, что позволяет корректировать штормовые удары валютного рынка. И всё чаще предложения китайских производителей грузовиков и спецтехники (FAW, BAW, DongFeng, Foton) становятся более заманчивыми, чем условия поставщиков из Нижнего Новгорода или Набережных Челнов.
Разумеется, окончательно все точки над I должен расставить рынок. Российское правительство наверняка будет стараться защитить отечественного производителя. Но как только китайский автопром насытит собственный рынок, его продукция хлынет на рынки всех стран БРИКС, а потом и в государства Европы и Америки. Не зря дальновидные немцы из компании Volkswagen уже давно перевели свои мощности и технологии в Китай. Наверняка очень скоро так же поступят и производители грузовиков и другого коммерческого транспорта. И тогда сочетание европейского качества и китайского трудолюбия произведёт продукт, которому не будет конкурентов!